humus: (Default)
[personal profile] humus
[livejournal.com profile] burgher, как я и писал ранее, прислал мне две дивные книги о кино. Сейчас хочу вам предложить обзорную статью из второй книги, посвященной нуару. Спасибо [livejournal.com profile] igor_mjh за помощь в исправлении отдельных огрехов.

Каким образом не самый удачный жанр американского кино стал одним из влиятельнейших направлений в истории кинематографа? В течение классического периода,с 1941 до 1958, нуаровское кино постоянно высмеивалось тогдашними критиками. Например Ллойд Шерер, писавший воскресные обзоры в "Нью-Йорк Таймс" ("Преступление хорошо оплачивается", 5 августа 1945) высмеивал новые тенденции "криминальных лент", которые он определил, как "человеконенавистнические","похотливые", а сюжеты посчитал "наполненными до краев кровавыми преступлениями". Фактически все ведущие студии– Paramount, Twentieth Century-Fox, MGM и Warner Bros – обычно относили эти фильмы в класс "В" и выпускали их в довесок на сдвоенные сеансы. Другие мэйджоры – RKO, Universal, United Artists и Columbia, а так же компании победнее, как Producers Releasing Corporation (PRC), поставили их на поток.. Разумеется, были и приятные, престижные исключения, оскаровские номинанты: The Maltese Falcon ("Мальтийский сокол"1941, Warner Bros.), Laura ("Лаура"1944, Twentieth Century-Fox) и Double Indemnity ("Двойная страховка" 1944, Paramount); но даже такие удачи не спасали эти фильмы от тотального пренебрежения по отношению к ним со стороны критиков. В приведенной нами цитате из статьи Шерера, главным объектом критики стала "Двойная страховка".
Каким образом, при таком всеобщем осуждении со стороны критиков и презрении киноиндустрии к их рыночной стоимости, они смогли создать то, что мы называем "film noir"? Как они смогли стать главным источником вдохновения для двух последующих поколений кинорежиссеров, включая Романа Полански, Фрэнсиса Форда Коппола, Франсуа Трюффо, Мартина Скорцезе,Клода Шаброля, Лоренса Касдана, Люка Бессона, Квентина Тарантино, Такеши Китано, Дэвида Финчера, Бертрана Тавернье, Стивена Фрирса, Спайка Ли, Брайана Синдгера и Нила Джордана? Ведь фактически именно они все создали течение, названное "neo-noir",существующее уже в течение более чем трех десятилетий? Термин нео-noir, придуманный Тоддом Эриксоном, прижился и стал применяться к таким фильмам, как Chinatown (Китайский квартал,1974) Поланского, The Conversation (Разговор,1974) Копполы, Taxi Driver (Таксист, 1976) Скорцезе и Body Heat (Жар тела, 1981) Каздана. Это движение существует и поныне и представлено лентами Mona Lisa (Мона Лиза, 1986) Джордана, Reservoir Dogs (Бешеные псы, 1992) и Pulp Fiction (Криминальное чтиво, 1994)Тарантино, Seven (Семь,1995) Финчера, The Usual Suspects (Обычные подозреваемые,1995) Сингера, The Grifters (Кидалы,1990) и Dirty Pretty Things (Грязные прелести,2003) Фрирза. Так почему фактически французское выражение ‘film noir’ включено в современные английские словари и стало частью словарного запаса любого, обладающего чувством собственного достоинства, молодого режиссера?
Ответ находится в богатстве и сложности движения. Термин "film noir"был выдуман французами, вечными проницательными критиками и энергичными поклонниками американской культуры от Алексиса де Токвилля и Шарля Бодлера до молодых смутьянов из Cahiers du cinéma. Он стал появляться во французской критике почти сразу же после окончания Второй Мировой Войны. Под нацистским правлением французы были лишены американских кинофильмов в течение почти пяти лет; и когда они наконец смогли вновь смотреть их в конце 1945, то они заметили мрачность не только настроения картин, но и самих сюжетов.Первые рецензенты Нино Франк и Жан-Пьер Шартье написали об этих фильмах в 1946. В 1955, задолго то того, как нуар стал серьезно обсуждаться англоязычной критикой, Рэймонд Борд и Этьен Шометон написали первое полноценное исследование, Panorama du film noir américain. Молодые кинокритики, будущие знаменитые режиссеры французского кино - Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Жан-Lюк Годар и Эрик Ромер в конце 1950-ых - начале 1960-ых стали исследовать причины возникновения жанра в журнале Cahiers du cinéma. Они начали исследовать работу таких мастеров нуара, как Николас Рей, Роберт Олдрич, Фриц Ланг, Жак Турнер, Роберт Сиодмак и Энтони Манн. Американцы отставали от французов в их восприятии и оценке нуара, пока новое поколение энтузиастов не вошло в кинематограф в конце 1960-ых. Поскольку они восстали против канона американской киноистории, установленного такими критиками как Артур Найт и Льюис Джекобс, то молодая поросль нашла вдохновение в заброшенной нуаровской классике: Double Indemnity(Двойная страховка), Out of the Past (Из прошлого, 1947), T-Men (Специальные агенты,1948), Detour (Автостоп,1945), Criss Cross (Крест накрест,1949), Gun Crazy(Без ума от оружия,1950),Touch of Evil(Печать зла,1958),In a Lonely Place(В укромном месте, 1950), The Reckless Moment (Момент беспечности, 1949) и Kiss Me Deadly (Целуй меня насмерть,1955) Из тогдашних публикаций на английском языке наиболее значимы работы Рэймонда Дергната ‘Paint It Black: The Family Tree of Film Noir’ (Cinema 6/7, August 1970) и Пола Шрайдера ‘Notes on Film Noir’ (Film Comment 8, Spring 1972), вышедшие в начале 1970-ых. Однако, когда в 1979 году появился первый всесторонний обзор нуаровского кино на английском языке, An Encyclopedic Reference to the American Style, термин ‘film noir’, все еще оставался неизвестен вне кругов киношколы. Наконец, под воздействием расцвета движения neo-noir в 1980-ых, термин приняла в обращение и майнстримовая критика. К тому времени, когда Терминатор взорвал киномир своим Tech Noirом в 1984, дебаты на тему, что представляет из себя жанр, были в самом разгаре.
Все критики согласились с тем, что у нуара корни глубоки и разнообразны. В литературе нуар подпитывался школой "крутого" детектива, которую образовали произведения Дэшела Хэммета, РэймондаЧандлера, Джеймса М. Кейна, Дэвида Гудиса и Корнелла Вулрича. Также влияние оказывали книги основателя "натурализма" Эмиля Золя и романы Эрнеста Хемингуэя. Последний стал особенно популярным образцом для подражания со своим рубленным стилем прозы и жесткими диалогами. Поэтому ничего нет удивительного в том, что работы именно этих писателей были экранизированы в первую очередь, начиная с хэмметовского "Мальтийского сокола" в 1941, вулричевской Phantom Lady("Леди-Призрак",1944), кейновских "Двойной страховки" (1944) и Почтальон всегда звонит дважды(1946), чандлеровских Прощай, моя любимая (в кино Murder, My Sweet,"Убийство, моя милая", 1944) и The Big Sleep (Большой сон,1946), хэмовских The Killers (Убийцы,1946) и Dark Passage (Черная полоса, 1947) Гудиса.
В кино, немецкий экспрессионизм, с его светотенями, искаженными ракурсами и символикой образов, оказал самое большое влияние на формирование жанра. Немые фильмы, последовавшие за Das Kabinett des Dr Caligari (Кабинет доктора Калигари, 1919): снятый Фрицем Лангом Metropolis (Метрополис,1926), а так же серия картин про Доктора Мабузе), Мурнау с его Nosferatu (1922) и Der Letzte Mann (The Last Laugh,"Последний человек" 1924), вызывали восхищение в американском кинопроизводстве, что становится очевидным, стоит лишь посмотреть на фильмы ужасов Universal начала 1930-ых. Причины, по которым ценности экспрессионизма просочились за океан, разнообразны, но не секрет, основная из них заключается в том, что многие наиболее видные режиссеры нуара в его классический период: Фриц Ланг, Отто Преминджер, Роберт Сиодмак, Билли Уайлдер, Эдгар Ульмер, Макс Офюлс, Жак Турнер и Жан Ренуар, были беглецами из Европы. Они работали в Германии и Франции, где экспрессионизм и поэтический реализм были доминирующими художественными направлениями в течение более чем десятилетия. Что могло быть более естественным, чем применить методы этих школ? Когда подобные приемы столкнулись с психологически извращенными и часто фаталистические историями из репертуара "крутосваренных"детективов, родился новый жанр.
На философском уровне, в 1930-ые и в начале 40-ых можно заметить, что экзистенциализм и фрейдистская психология совершили вторжение не только в американскую литературу, но и на страницы популярных газет и журналов. Экзистенциальные романы Сартра La Nausée (Тошнота, 1938) и другие, уже стояли на полках в домашних библиотеках каждого интеллигента. Журналы по психологии вовсю обсуждали фрейдисткие теории, и все больше представителей крупной буржуазии,включая и киносообщество, торило свои пути на кушетки психоаналитиков. Оба этих поветрия помогли продвигать мировоззрение, подчеркивающее нелепость человеческого существования наряду с важностью влияния прошлого на действия человека; мировозрение, что нашло восприимчивую аудиторию в стране разрушенной сначала экономической депрессией, а затем и мировой войной. Две из самых важных тем нуара,"преследующее прошлое" и "фатальная ошибка",берут свое начало непосредственно из этих двух источников.
В нуаре есть образы, повторяющиеся из фильма в фильм, позволяющие зрителю идентифицировать картину как часть данного жанра. По мере становления жанра, таких индикаторов становится все больше. Нуар намного мрачнее обычных криминальных лент, он пропитан сексом и насилием, и именно так его и воспринимают современные рецензенты. Как жанр, нуар покоится на определенных стилистических элементах, которые и формируют его содержание.
Продолжение следует...

Date: 2006-10-11 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kolyakulikov.livejournal.com
Большое Вам спасибо! Еще! Еще!

Date: 2006-10-12 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] alexdm.livejournal.com
Не останавливайтесь! Очень интересно.

Date: 2006-10-12 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] demerteille.livejournal.com
очень интересно, ждем продолжения!

Date: 2006-10-12 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] zu-yazan.livejournal.com
когда Терминатор взорвал киномир своим Tech Noirом в 1984

меткое замечание!

Date: 2006-10-12 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] vergili.livejournal.com
Всегда любил читать про нуар. Не меньше, чем смотреть его. Порой исследователей нуаров заносит в такие степи, что просто диву даешься. (Помните, я вам давал ссылку на приличный сайт, где ранним нуаром объявили "Кейна"?:))
Текст хорош. Хочется только заметить, что кое-кто говорит о том, что изобретателями нуара являются не американцы, и даже не немцы, а сами французы. Это тем более смешно, что французские же критики Трюффо и Годар снисходительно относились к старому своему кино. Где-то читал, что "Сука" Ренуара 30-го еще года - почти "нуар". А, скажем, "Набережная туманов" Карне - чем не "нуар"? Ну да, жесткого насилия, секса в этом фильме нет. Но я не согласен с автором, что нуар так уж ими и пропитан. Я, конечно, не знаток. Но из тех фильмов, что я смотрел... Вот где, скажите пожалуйста, секс и насилие в "Мальтийском соколе"? Там все достаточно нормативно, легко. Ну удары по голове, поцелуи. Ну вот эталонный нуар "Третий человек" - ни секса тебе, ни насилия. А в "Сансет Бульвар"?
Так что не могу согласиться, что французы "ах, обнаружили мрачность настроения и сюжетов". Что, сами французы целенаправленно решили не вспоминать свои 30-е? Я повторяю, не знаток того времени, но безысходные фильмы того же Карне почти идеально вписываются в нуаровский канон, если таковой есть. И, кстати, фашисткое правительство Франции запрещала его фильмы как чересчур безысходные, наряду со, стало быть, американскими фильмами.
Про фрейдизм и экзистенциализм, наверное, верно... А вы, Хумус, читали "От Калигари до Гитлера"? О причинах и влиянии экспрессионисткого кино на появление нацизма?

Date: 2006-10-12 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] humus.livejournal.com
Авторы относят "Набережную туманов" к прото-нуару, который еще не свободен полностью от влияния французское "поэтического реализма".
Я ведь выложил лишь вводную статью. В книге дальше разбирается все подробно, пункт за пунктом, фильм за фильмом.
"Мальтийский сокол" как раз замешен на сексе. Просто вы смотрите лишь на визуальное изображение, а Хьюстон им заполняет вербальное пространство и бэкграунд. А "Сансет" чем вам не угодил? Насилие имеется, секса сколько угодно.

Date: 2006-10-12 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] humus.livejournal.com
Приветствуется нахождение ляпов, огрехов смысла и просто корявых фрагментов.

Date: 2006-10-12 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] vergili.livejournal.com
Просто меня удивила фраза "пропитаны сексом и насилием". Вот "Калигула", пардон, пропитан сексом. Вот "Бешеные псы" пропитаны насилием.
А "Сансет Бульвар" пропитан чем угодно (декадансом, голливудом, бытописанием литератора, стареющей звезды, смертью, безумием), но уж никак не насилием или сексом. Вербально да, они спали вместе, а она его застрелила. Но...давайте "Касабланку" проверим по этим критериям? Спали вместе герои? Да. Убийства есть? Да. Безысходность и та имеется, какая-никакая. Но ведь не нуар. Если взять критерий - главный герой умирает, то не подходит туча фильмов с Марлоу. Если взять критерий "роковой красотки"? Сигаретный дым? Ночные улицы? Какие именно? Я со всем согласен, кроме утверждения "пропитаны сексом и насилием". Смертью - да. Пессимизмом - да. Может, критерий "криминал" тогда подойдет? Не знаю ни одного некриминального нуара. Зато "Касабланка" опять не проходит - там есть криминал.:)) Совсем эти теории путают.

Date: 2006-10-12 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] humus.livejournal.com
давайте "Касабланку" проверим по этим критериям? Спали вместе герои? Да. Убийства есть? Да. Безысходность и та имеется, какая-никакая.
----------------------------------------------------------------------
Давайте проверим.
1. Нет, не спали (в настоящем времени фильма) Что у них было раньше, Б-г весть, но и флэшбэк в основном сосредоточен на последних минутах взаимоотношений Богарта и Бергман)
2.Убийства там дела случайные и совершенно не "фаталистические", а лишь повод к началу большой дружбы :)
3. Безысходности в фильме нет, есть грусть и печаль, которая как утверждал другой автор "светла".
На фоне светлой "Касабланки", "Бульвар Сансет" Мордор в свои лучшие годы. Изначально, зрителю показывают, что хэппи-энд принципиально не возможен, а все последующее время нам демонстрируют, как Холден упорно идет к этой цели. А секс, так весь сюжет на этом выстроен. Стареющая кинодива пытается вернуть молодость, взяв на роль альфонса начинающего сценариста, который соглашается на интимные отношения, в расчете получить хорошую протекцию. Что может быть отвратительней?:)

Date: 2006-10-12 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vergili.livejournal.com
1. Насколько я помню, гером "Сокола" тоже не спали (в настоящем времени)? Нет? Целовались - да, но спали ли? Не помню.
2. Неслучайное и фаталистическое убийство в грустном и печальном "Последнем танго в Париже" (завязанном, кстати, на сексе!). Тоже нуар?:)
3.Секс как завязка и развязка в "Трамвае "Желание". Смерти нет, но могла быть (не во всех нуарах убивают героев). Отвратительно, безысходно и вообще...

Date: 2006-10-12 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] humus.livejournal.com
1. В "Соколе" присутствует Femme fatale, есть "правдоискатель" и "преследуемый" - все персонажи нуара. Героиня Астор при помощи своей сексуальности вертит людьми: из-за нее погибает человек с корабля, напарник Богарта, да и сам Богарт с трудом избегает ее чар.
2 и 3 пункты не смотрел.

Кстати, с "Касабланки" и "Сансета" вы как-то соскочили:)

Date: 2006-10-12 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] vergili.livejournal.com
Соскочил:) Потому что "Сансет" конечно нуар, но не думаю, что по причине сексуальных отношений. А скорее по причине рассказа от лица убитого.
Что касается "Касабланки", то я-таки думаю, секс был.:)) Не мог не быть, что вы, не знаете Богарта, что ли?:) И там есть некоторый намек на интим, когда героиня Бергман приходит к Рику ночью. Вот-вот и разденется. По первому просмотру я подумал даже, что они переспали. Но вряд ли. Так что притяжения сексуального там хоть отбавляй. Мелодрама не вовсе целомудренная. Что касается светлой печали, согласен. Но, к примеру, в "Печати зла" все кончается хорошо (у парочки). А конец "Третьего человека" с проходом по аллее напоминает тот же финал Касабланки, только перевернутый. И в "Гилде" печали нет. Там даже, страшно подумать, героиня Хейуорт, оказывается неполноценной "фам фаталь". И вообще хэппи-энд.
Нутром я чую нуары, а объяснить не могу:)

Date: 2006-10-12 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] demerteille.livejournal.com
а вот здесь как раз все вполне гладко переведено :-)). разве что фраза "Что могло быть более естественным, чем применить методы этих школ?" тяжеловата на мой взгляд. хотя, если сказать "для них (режиссеров) применение методов этих школ было самым естественным", тогда форма вопроса теряется... но можно подумать :-))
а так хорошо переведено :-))

библиотека детективов

Date: 2008-02-01 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] haxah.livejournal.com
Нашел большую библиотеку детективов (http://www.lib-detective.info).
Там порядка 6 тысяч книг. Накачал себе книжек. Завтра читать буду!

И всем рекомендую - удобный сайт!

August 2018

S M T W T F S
    1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 1415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 29th, 2026 08:08 am
Powered by Dreamwidth Studios